Крис Бейти «Литературный марафон. Как написать книгу за 30 дней»

Чудесная книга — Крис Бейти «Литературный марафон. Как написать книгу за 30 дней», вышла в издательстве МИФ в 2016 г. (написана в 2014 г.)
В оригинале: Chris Baty — No plot? No problem!

Крис Бейти – основатель NaNoWriMo — марафона по написанию черновика романа (50 000 слов) за месяц. К слову — «Бойцовский клуб» Чака Паланика был написан за 2 недели. Первая история о Перри Мейсоне – надиктована Э.С.Гарднером за 4 дня, параллельно с основной работой. «Великий Гэтсби» — примерно 50 000 слов как раз. Это он к тому, что 50 000 за месяц — это не ужас, летящий на крыльях ночи 🙂
Сейчас в марафоне участвуют более 450 000 человек, но только 17% обычно доходят до конца.
В книге автор обобщил свой 19-ти летний опыт участия и опыт других участников, дал советы по подготовке и преодолению проблем в процессе. Плюс много юмора 🙂

Напишу коротко основные мысли из книги.

Выводы автора из вступления:
1)зрелость переоценивается. Не нужно ждать своего помудрения и 80-летия, чтобы начать писать. Каждый период жизни полон своих страстей и выбора, поэтому можно писать романы в любом возрасте

2)занятость благотворно сказывается на книге. Если хотите, чтобы что-то было сделано, поручите это занятому человеку 🙂 Автор попробовал взять 3 месяца отпуска, чтобы писать свою третью книгу. Результат? Фиаско. Делал все, что угодно, кроме писательства. Черновик лучше пишется тогда, когда и так куча дел. Если у тебя миллион дел, добавь миллион первое – и ничего страшного 🙂 Плюс писательство в круговороте дел будет казаться почти отдыхом

3)парадоксально, но сюжет приходит сам. Не нужны исследования, сюжет и т.д., чтобы начать. Если вы проведете со своими героями достаточно времени, они оживут и сюжет придет сам. Верьте, что ваши воображение и интуиция придут вовремя

4)писательство сулит удивительные награды. Сам процесс приносит удовольствие. Вы начнете оценивать книги любимых авторов по-другому. И чем больше пишешь – тем лучше получается 🙂

РАЗДЕЛ 1. Путешествие в страну Романию: туда и обратно
ГЛАВА 1.Секретное оружие, изобилие несовершенств и конец «романиста на раз»

-почему марафон в ноябре? Плохая погода, не так тянет гулять 🙂 сам марафон проводится с 1999 г.
-самое важное – дедлайн, это оптимизм в самой неприкрытой форме 🙂 Без дедлайна творчество растягивается на годы. Мы собираемся сделать это «однажды», но оно не наступает
любой первый черновик – всегда дерьмо (Хемингуэй)
-взрослые часто хотят сделать идеально, боятся показать некомпетентными. Поэтому им легче не начинать делать, чем проиграть. И это фу 🙂 Но черновик и должен быть неидеальным, это нормально. Снизьте планку с «бестселлер» до «чтобы читателей не стошнило». Низкие ожидания снижают давление. Главное во время марафона – количество, а не качество
-авто предлагает подписать соглашение и показать его друзьям и семье – соглашение, что обязуетесь написать 50 000 слов за месяц, и не станете редактировать или критиковать себя, и будете равнодушны к качеству написанного 🙂

ГЛАВА 2. Как находить время, узнавать новости и постепенно превращать своих любимых в эффективные инструменты создания чувства вины и страха
-50 000 слов в месяц — это 1667 слов в день. в среднем на 1667 слов нужно 2 часа. Если писать целыми днями, можно уложиться в неделю 🙂
-где искать время? Напишите, чем занимаетесь в течение дня. И на месяц выбросьте из расписания все необязательное, что потерпит месяц
золотое правило – не останавливайтесь в писательстве больше, чем на 2 дня, иначе отставание становится ужасным 🙂
-найдите свой темп и лучшее время для написания. Некоторые могут писать только ночью, другие только в транспорте, например
-первая неделя обычно легче идет, чем вторая. Поэтому можно попробовать в первую неделю написать побольше, сделать запас
-можно писать вместе с кем-то – собраться в кафе и писать, это помогает. Не критиковать друг друга, только писать
-неплохо пригласить кого-то присоединиться к марафону – детей, друзей-энтузиастов; тех, кто давно бросил творчество
если обращаетесь к близким за поддержкой на время марафона, обязательно упомяните: 1)1 месяц отсутствую в жизни, но зато 11 – присутствую!; 2)будем успевать веселиться; 3)пообещайте, что не будет так, как с новогодними обещаниями; 4)попросить помощи в каких-то делах во время марафона
-можно заранее похвастаться коллегам или друзьям – чтобы потом было стыдно бросить роман 🙂
-можно устраивать писательские сессии с кем-то, сидя дома (пригласить в гости). 30 минут писать (молча), 10 минут перерыв
-еще вариант – заключить пари с кем-нибудь, что закончите роман. Можно дать другу деньги, и он вернет их только, если закончите роман. Можно писать на спор  — спор на домашние дела или странные задания («ох уж эта непреходящая сила нежного, любящего унижения» :)).

ГЛАВА 3. Укромные уголки для работы, волшебные инструменты и растущая гора вкусных стимулов
дома работать опасно – холодильник, домочадцы, дела. Что делать?
1)Лучше изолировать себя (в кафе, например. можно дома, если это реально); 2)четко выделить временной период для работы; 3)устроить комфортное рабочее место; 4)если дома — сидите так, чтобы не видеть кровати. Навалите на нее коробки, чтобы снизить искушение 🙂 ; 5)попробуйте держать стол в чистоте;
-если не можете работать дома – попробуйте кофейни, аэропорты, вокзалы, кафе в супермаркетах, номер в гостинице, бар в вестибюле отеля, места, где сидят студенты. Писать в наушниках – хорошо, окружающие не пристают
-про написание романа на работе – не очень идея. Начальник может не одобрить 🙂
-Что делать с домом? На месяц снизьте требования к хозяйству. Сильно снизьте. С детьми используйте подкуп 🙂
-про еду – при писательстве страшно хочется есть. Запаситесь брокколи 🙂 или чем-то еще полезным и низкокалорийным, чтобы не поправиться
-Вселенная любит романистов 🙂 НОСИТЕ С СОБОЙ БЛОКНОТ С РУЧКОЙ. Везде. В жизни постоянно встречаются сюжеты, зарисовки, сценки, мудрые граффити — их лучше записывать сразу
-хорошо пишется под музыку, обычно энергичную, но для разных мест романа она может быть разной
-у писателя бывает свой талисман, какая-то вещь. Иногда одежда, шляпа может создать нужное настроение. Шлем викинга для простОя, бейсболка для хороших дней и т.п. Плюс эта вещь может показать домочадцам, что вы сейчас в режиме написания
помните: вы посланы на эту планету не для того, чтобы готовить себе еду в процессе сочинения. Как можно чаще делегируйте этот процесс. Плюс доставка на дом 🙂 И пейте горячие напитки — их медленное потягивание позволяет сделать паузу в работе

ГЛАВА 4. Поиск героев, подготовка сюжетов и первые представления, о чем будет книга

-удивительно, но если вы заранее придумали сюжет, героев и все детали будущего романа — можно его не написать во время марафона, это скорее мешает. Но если вы страшно любите планировать — уделите сюжету максимум месяц перед марафоном, не больше
-смешно, но многие участники выходят из марафона, найдя блестящую идею для романа, и хотят спокойно, без гонки над ней работать. Но потом просто вообще бросают писать, боясь испортить идею неидеальным изложением
излишнее предварительное планирование мешает ещё и потому, что его нельзя завершить, как ремонт. Оно все время неидеально. И потом вы начинаете перфекционистски ждать от черновика романа нереальной крутизны, чтобы он оправдал такую тщательную подготовку
-наоборот — лучше, если на момент начала марафона есть куча нерешенных проблем с сюжетом, это позволит совершить массу открытой в процессе написания
-далее автор рассказывает гениальное — напишите 2 Великие Хартии вольностей
Хартия 1 — напишите список того, что означает для вас хороший роман. Короткие главы? Вторжения эльфов? Дело происходит в городе? Почему это работает — если что-то нравится вам как читателю, скорее всего, вы преуспеете в этом как писатель, включая эти штуки в свой роман
Хартия 2 — что есть плохой роман, что там? Одни размышления? Действие на ферме? И потом следите, чтобы эти штуки из второго списка не появились в вашей книге. Не надо пытаться сделать великий суперсерьезный роман на все времена. Хотите писать о коалах-супергероях и чудесах кунг-фу? Вперёд 🙂 пишите для радости 🙂

насчет выбора героев книги – присмотритесь к тем, с которыми вы хотели бы познакомиться поближе. Ведь вы собираетесь провести с ними много времени. Рассматривая персонажа подумайте – вы бы отправились с ним в круиз? Налейте коктейль, сядьте и задайте море вопросов. Сколько лет? Пол? Что делает на работе? Семья, друзья? Как выглядит их жилье? Хобби? Что делали год назад? 5 лет назад? Но в книге не сильно углубляйтесь, 50 000 слов быстро закончатся, на первый раз чем проще – тем лучше
-отсутствие сюжета – то, что обычно многих удерживает от написания романа. Не волнуйтесь 🙂 если начать писать, оно само как-то вырисовывается. Герои потом начинают уже сами требовать каких-то действий и поворотов. Поэтому в начале сосредоточьтесь на героях, а не на сюжете. Можно потом попробовать использовать какие-то проверенные сюжетные повороты – увольнение, развод, наследство, несправедливость, путешествие, работа под прикрытием, любовь к неподходящему человеку, люди принимают за другого и т.д. Неважно, что эти сюжеты уже были, важно, чтобы история была хорошо рассказана, герои интересные и хорошие, враги – противные. И потом – если у вас уже есть придуманный вами сюжет – не обольщайтесь, история не будет так развиваться в книге, она заживет своей жизнью. Если вас пугают клише – пофиг, пишите клише смело 🙂
про декорации – лучше в первой книге писать про знакомые места или места, где хотели бы очутиться. Не увлекайтесь детальностью прорисовки, это можно потом добавить, при редактировании. В первый раз проще писать о современном нашем мире, не фэнтези или будущее (мнение автора)
-автор рекомендует в рамках марафона начинать именно новый роман, а не дописывать 50 000 слов к уже существующему черновику, это замедляет написание. Но если вы решили все же дописать, то в октябре перечитайте свой черновик, а с началом марафона начните новый файл и по минимуму заглядывайте в старую часть
для начинающего автора проще повествование от первого лица. Но от третьего можно более широко писать, вы не заперты в одном теле. Можно в процессе развития сюжета передавать право голоса разным персонажам
еще советы по героям – если не можете придумать внешность, подумайте об актерах. Про манеры – подумайте про свои привычки. Интерьеры – можно подсмотреть в Google maps, дома – фото с сайтов недвижимости

РАЗДЕЛ 2. Пишите здесь! Пишите сейчас!
ГЛАВА 5. Первая неделя: трубы трубят, ангелы поют, триумф близко
-до этого мы готовились, теперь 1 ноября, начинается марафон 🙂
внутренний редактор – приз, который достался за то, что мы пережили детство 🙂 На время марафона внутреннего редактора изымаем, он улетает на отдых. Если его не изъять, то марафон будет похож на подъем в гору на велосипеде с прицепом, в котором сидит носорог. Редактор (он же критик) будет жить в санатории, там общаться с другими критиками, и будет абсолютно счастлив 🙂
пишите быстро, пользуясь стратегией «и так сойдет». Не воспринимайте все слишком серьезно, мы же не собираемся создавать супер-хороший роман, мы просто пускаемся в путешествие по волнам воображения
-вы всю жизнь рассказывали истории, в письмах, в диалогах, в общении – поэтому вы уже рассказыватель историй 🙂 вперед, ваш роман ждал встречи с вами уже давно 🙂
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ – советы – подавляйте стремление редактировать. В начале много идей, период продуктивный, воображение может переволноваться, записывайте все идеи, если получается, пишите больше 1667 слов в день
-если кофе не помогает – прогулки, свежий воздух, перечная мята, острая еда, солнечный свет
-ведите отдельный файл с заметками к роману
-если вы ранимый человек, держите свое творчество при себе, не надо давать читать кому-либо
-небанальная идея – иногда можно впрыскивать свои страхи в роман, это добавляет некой глубины
-если героям не хватает интересных историй – вспомните своих родственников, там точно что-то найдется, правда интереснее вымысла. Спросите кого-нибудь о самом странном его родственнике
-можно смотреть сериалы, наблюдать как там сюжет развивается, что они придумывают — и использовать какие-то идеи в романе
ничего не удаляйте в написанном тексте

ГЛАВА 6. Вторая неделя: грозовые тучи, сюжетные находки и возвращение к реальности
-ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ — ощущение новизны ослабнет, может появиться писательское раздражение. Накапливаются вопросы к развитию сюжета, а ответы не появляются
-иногда герои разочаровывают, если хотите, можно вывести на первый план других героев, это нормально. Но! Не бросайте написанное, не начинайте новую книгу на второй неделе. Не заботьтесь о том, чтобы делать все как надо, просто продолжайте писать
следите за здоровьем, боление не на пользу роману
-если трудно писать 1667 слов за один присест, делайте сессии по 10 минут
-если застопорились — можно устроить мозговой штурм с друзьями — вы описываете им своих героев, место действия и они придумывают, что дальше. Возможно родится интересная идея
-иногда, если хочется отползти в угол и умереть (не пишется), можно жульничать. Добавить описания сновидений, цитаты, удлинить имена персонажей — это добавить слов в вашу статистику
если надо переписать что-то в написанном, не делайте этого, просто напишите себе где-то, что надо поправить, и исправите это на этапе редактирования, после марафона
-регулярно напоминайте себе, что никто не увидит вашего черновика 🙂

ГЛАВА 7. Третья неделя: небеса расчищаются, улучшается погода, за спиной вырастают крылья
-ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ приятнее второй 🙂
-если отстали от графика — самое время наверстать. Удивительно, но в это время сюжет может начать проясняться. Сам 🙂
-оцените — вы по темпу в середине книги? По идее роман должен логически закончиться на 50 000 словах
-на этой неделе близкие могут начать бунтовать — устав от вашего отсутствия в жизни семьи. Вы же все свободное время пишете роман 🙂 и как раз поняли, что там к чему и полностью погрузились
-на третьей неделе хорошо бы писать в некоторые дни 6000 слов, например, в выходные
-если иногда вам снится ваш внутренний критик — самое время покрушить в романе что-то — грохнуть противного героя, выгнать ещё кого-то. И потом разбирайтесь с навалившимися проблемами — это отличная почва для безудержного творчества и забывания критика 🙂
-если вы опять начали думать, что подумают люди, прочитав ваш черновик — напомните, что его никто не увидит. Можете придумать, как его уничтожите после марафона. Это успокаивает. И продолжайте 🙂
-если устали от сюжета — сосредоточитесь на деталях, работайте на периферии повествования
-на третьей неделе персонажи оживают для вас. Вы можете даже начать с ними разговаривать. Если есть персонажи, которые застыли и не развиваются, смело отправляйте их на опасное задание
-на третьей неделе можно порисовать -план своего романа, план помещений, как бы топографическую карту романа. Можно ее раскрасить и положить на видное место
-еще упражнение для 3-й недели (для взбодрения творческих сил) – возьмите газету, пойдите в общественное место. Выберите незнакомого человека, внимательно его рассмотрите, потом наугад ткните пальцем в газету и свяжите этого человека с чем-то, написанным в газете. И эту связь можно описать в романе
-пробуйте работать в новых местах. Иногда можете скакать через главы

ГЛАВА 8. Четвертая неделя: шампанское и ликующий рев толпы
-купите 2 бутылки шампанского. Спрячьте их
-важно не бросать, не говорить себе, что допишите потом когда-нибудь, когда отдохнете. спойлер — этого не случится, если бросите 🙂
внимание к организму – чаще делайте зарядку, разминку, массаж
-можете порыться в своем файле с заметками к роману, может там что есть интересное
-если закончили раньше конца марафона –не останавливайтесь, пишите. Если есть время, напишите эпилог, пролог, содержание
-возможно вы почувствуете себя слегка чокнутым – ничего, это нормально
-когда закончите, расскажите об этом всем. Говорите о рукописи «мой последний роман», на вопросы о предыдущих туманно уходите от ответа 🙂
-некоторые участники марафона пишут 50 000 слов за последнюю четвертую неделю. ужас, но круто 🙂
-если вдруг марафон закончился, а сюжет нет, допишите роман, просто по 500 слов в день
-итак, вы справились. «от задачи написать так много и так быстро большинство профессиональных писателей бежали ы в ужасе. Вы съели этот вызов на завтрак и почистили зубы его костями. Нет ничего восхитительнее в целом мире, чем человек, который решается отправиться в трудный путь, чтобы создать что-то важное. Так что гордитесь собой, писатель»
-доставайте шампанское. Одно для вас. Второе для помощников и группы поддержки 🙂

ГЛАВА 9. Я написал роман. И что теперь?
-возможно вы будете ощущать некую пустоту после завершения
-сделайте перерыв в писательстве на пару недель
-перечитайте свой роман. Задайте вопрос – хочу ли я потратить год, чтобы улучшить книгу? у автора ответ был «нет» на 5 романов из своих 14. думал — столько написал зря, но — «любите свои эксперименты, как вы любили бы своего уродливого ребенка»
среднее время редактуры – год. Редактировать надо медленно, совсем не так быстро, как писали
забирайте своего внутреннего редактора из санатория 🙂
-важно – никому пока не показывайте свой роман
-если редактируете – составьте план каждой главы, чтобы понять, нормально ли развивается сюжет. Составьте список проблем и методично их устраняйте. Если что-то стираете – не удаляйте, создайте файл «Изъятое из романа», вдруг потом пригодится. Создайте список героев. Можно в первой же главе определить цель для каждого персонажа, препятствия. Сюжет может сложиться из попыток персонажей преодолеть препятствия на пути к цели
-редактируя, пробуйте читать с позиции читателя. Можно дать почитать кому-то, потом выслушать похвалы и замечания, может что-то исправить, но может и нет. Но тут аккуратно слушайте — читатели иногда увлекаются критикой
-в процессе редактуры можете добавить красоты описаниям, диалогам. Проверьте упоминаемые факты
-дальше в книге автор пишет как выбрать литературного агента, но подозреваю, у нас все немного по-другому
-иногда начинающие писатели думают, что книг миллион и им нечего предложить, сумасшедшего успеха не будет — и не стоит писать. Но – спросите себя – как вы отдыхаете по выходным? Вы ведь не ожидаете огромные гонорары от своего выходного занятия — типа, если не планирую стать чемпионом мира, то и не буду играть в бадминтон на шашлыках. Так и тут — написание романа – это отдых, причем даже не надо вставать со стула 🙂 редактируйте свою рукопись так, как будто вы играете на любительском уровне, не думайте об успехе, гонорарах и агентах

вот и всё 🙂 отличная книга, бодрая, легкая, практичная и смешная 🙂 и перевернув последнюю страницу, сразу хочется сесть и начать писать роман 🙂