Книга «Предсказуемая иррациональность», Дэн Ариэли, 2019

Идея книги такая — подразумевается, что люди рациональны, и выбирают самое выгодное. А это не так. Часто выбор весьма иррационален. Но он — вполне предсказуем.  И себя можно предсказать, и других 🙂 В книге (написана в 2008 г.)  рассказано о многих экспериментах, по следам сделаны выводы. Основные идеи ниже. 🙂

  1. Если есть вариант А и вариант Б – бывает сложно выбрать. А если добавить А- (чуть хуже А) – то А становится привлекательным (явно выгоднее А), и мы быстренько выбираем его. Эффект приманки. Это в торговле и маркетинге часто используют. Пример — чипсы 50 руб. (А-), комбо чипсы и кола 50 руб. (А), наггетсы 45 руб. (Б). Поэтому аккуратнее — если что-то выглядит ЯВНО выгоднее — подумайте еще раз
  2. Все относительно – шар в окружении маленьких шаров огромен. А в окружении больших – мал. Если вы общаетесь с русским за границей – он кажется крутым – т.к. кругом иностранцы, вы сравниваете его с иностранцами и незнакомцами. А если вы встретитесь в России – русский не кажется крутым. Сравниваете его с семьей, знакомыми и другими русскими. 
  3. Первые впечатления дико важны – типа первая цена. Если покупал бензин за 10 руб., потом всю жизнь более дорогой будет казаться совсем дорогим. А эта якорная первая цена может быть случайной. Но “перебить” ее на новую якорную сложно
  4. Мы становимся в очередь – нам кажется, что если очередь – там хорошо. И иногда – это очередь за самим собой. Один раз выбрал. Потом еще раз. И вот уже опираешься на очередь из прошлого самого себя. И если у вас есть пример своей привычки  — задайте вопрос – а было ли ваше ПЕРВОЕ решение верным, и реально надо ли вам продолжать это делать сейчас?
  5. Можно превратить неоднозначный опыт в приятный. Например, красить забор и восторгаться вслух. Так другие люди будут вам даже приплачивать, чтобы вы им дали покрасить забор. 
  6. Порой мы хотим, чтобы наши решения имели налет рациональности, хотя на самом деле они основаны на нашем чутье, на том, чего мы хотим в глубине души. Поэтому можем мухлевать с ответами на тесты – пытаясь получить «рацио» ответ, который подтвердит наше интуитивное ощущение. Можно сэкономить время и сразу положиться на чутье :))
  7. Аккуратнее с бесплатным – если оно рядом с чем-то – это сильно влияет на ваш выбор. Например, предложение купить 2 носков и третьи в подарок. И вы купите носки, которые не нужны вам, вместо 1 пары реально подходящих. Поэтому если вам вдобавок с чем-то или отдельно предлагается БЕСПЛАТНОЕ — внимательнее — скорее всего, это невыгодная для вас сделка
  8. Когда нам предлагается что-то бесплатное, мы забываем о минусах. Бесплатное заряжает нас энергией, которая заставляет считать предложение более ценным, чем оно является на самом деле. Почему? Человек боится потерь, а в случае с бесплатным он вроде ничего не теряет при этом выборе (нет потери денег при покупке). 
  9. Бесплатная доставка – отчасти ловушка для клиента))))) Если доставка 1 руб. – никаких чудес и роста продаж не происходит. Если бесплатно – продажи взлетят
  10. Если предлагают бесплатную карту в банке — аккуратно, потом в итоге дороже выходит, чем обычная карта
  11. Если на упаковке 0 калорий – это лучше, чем 1 калория. Лучше продастся. Поэтому на упаковках пишут «0» часто
  12. Тему  с бесплатным можно использовать для достижения целей общества — хотите, чтобы люди делали правильные вещи — регулярно проходили колоноскопию, маммографию, проверку уровня холестерина и т.д.? Не просто сократите стоимость этих процедур — сделайте их бесплатными
  13. В некоторых случаях мы можем использовать бесплатное в своих интересах. Если идете компанией в ресторан, лучше если платит 1 человек. У остальных не будет “боли потери денег” :)) Причем от суммы мало зависит эта боль. Остальным будет как бы бесплатно и получат больше удовольствия от обеда. В следующий раз платит кто-то другой
  14. Часто люди готовы сделать бесплатно, но за маленькие деньги — не готовы. Бесплатно — это в рамках социальных норм, а 30 долларов — это уже в рамках рыночных, и это дешево. Руководствоваться и теми и другими нормами одновременно почти невозможно
  15. Есть социальные нормы и рыночные. Мы не платим теще за обед (наши отношения здесь в рамках соц. норм). Но мы хотим получать достойную оплату за работу (начинаются рыночные отношения). Но ряд работ лучше делаются бесплатно (оставаясь в рамках соц. норм), чем за деньги. Можно дарить подарок, только не называя цену. За подарок в ряде случаев люди готовы тоже отлично работать. Поэтому разумно подходите к разным ситуациям — где-то точно нужно платить, где-то точно не нужно
  16. При любом упоминании денег люди становятся холоднее и эгоистичнее. Если предложить на свидании платить пополам – это убьет всё. Соцнормы уйдут из отношений, придут рыночные, обратный возврат почти невозможен
  17. В бизнесе — нельзя идти двумя путями одновременно. Вы не можете в один момент общаться с потребителями как с членами семьи, а мгновение спустя выкручивать им руки. Социальные отношения так не работают. Если не можете — просто стройте чистый бизнес — вот товар, вот столько стоит, не заигрывайте в этом случае с потребителем, типа вы семья или коммьюнити
  18. Деньги очень затратный способ мотивации людей. Некоторые вещи можно просить делать не за деньги, если можно их счесть частью соц. норм
  19.  Если хотите поощрить сотрудника — лучше подарок или льготы, чем деньги. Это будет в рамках соц. норм, не рыночных. Они больше мотивируют. И создают впечатление семьи. А в семье многое делают бесплатно 🙂 Соответственно, если вы работник и на работе продвигают тему семьи — аккуратнее, это значит бесплатные обязанности
  20. Не надо смешивать соц. и рыночные отношения с одним человеком. Если где-то смешано (бизнес с друзьями, например) — исход сделки непредсказуем
  21. Если попросите соседа помочь бесплатно — поможет. А если предложите 100 руб. за помощь — откажет
  22. Из-за соц. норм и думания о других никто не доедает последнее печенье на тарелке 🙂 
  23. Можно маскировать сделку с помощью нефинансовых понятий. Подарить теще подарок — это хорошая идея, а заплатить ей за прекрасный ужин на День благодарения — нет, даже если оба этих действия обойдутся вам в одну и ту же сумму
  24. В ситуациях, когда эмоции берут верх, социальные нормы будут отброшены в сторону. Когда люди в холодном, рациональном состоянии — ведут себя разумно. Если охвачены эмоциями, страстью (рептильный мозг рулит), забудут об осторожности. Более того, люди не просто ошибаются относительно самих себя — они ошибаются по-крупному. Это важно понимать — когда вы принимаете решения — вы должны быть эмоционально спокойны. Не отвечайте гневным письмом сразу, подождите. Если были на тест-драйве — не покупайте машину сразу, подождите
  25. Важная тема про дедлайны. Провели эксперименты на студентах. Если не ставить дедлайн — очень плохие результаты. Если есть жесткий дедлайн (установил преподаватель) — лучшие результаты. Если есть дедлайн, но можно самим установить срок раньше (и есть санкции за нарушение своих же строков) — средние результаты. Так что же делать? Жесткие приказы не всегда работают, компромисс — люди сами назначают дедлайн и за его нарушение есть санкции
  26. В этом ключе некоторое принуждение на пользу — обязательные диспансеризации и т.п. Иногда поэтому профилактика и не работает — мы просто не ставим себе сроков по профилактике болезней, и в результате просто не делаем ничего
  27. Про установление цены — пример — вы продаете свою машину. Вы всегда оцените ее выше, чем покупатели. Т.к. она ваша, вы ее любите и вы вложили усилия. Мы концентрируемся на том, что потеряем с продажей. Наше отвращение к потере представляет собой сильную эмоцию, которая иногда заставляет нас принимать плохие решения. “Чем больше усилий вкладываем — тем бОльшее чувство собственности испытываем”

Про возможности:

  1. Сегодня мы пытаемся сохранить все возможности, иметь много вариантов, держим все двери открытыми. Копим ненужные вещи с максимумом функционала. Мы заставляем детей заниматься множеством вещей — надеясь, что они увлекутся. И каждую неделю открывается новая дверь — новые курсы, новая учеба, работа и другие возможности. Но нужно ли бежать во все стороны?
  2. Нам отовсюду говорят — делай что угодно, будь кем угодно.  И как это сделать? Как всё успеть увидеть и сделать? Беспорядочная беготня опустошает эмоционально и финансово. Нужно все же закрывать двери — маленькие и большие. Чистить список контактов и фильтровать общение.  

Про ожидания:

  1. Ожидания определяют очень многое. Если заранее сказать, что что-то невкусное — оно им покажется невкусным. Если ничего не сказать, они пробуют, а потом сказать — полегче, им больше понравится. А если заранее сказать, что дико вкусное — скорее всего, понравится 🙂
  2. Красивый антураж кафе, концертного зала — это определяет ожидания, и мы выше оценим этот опыт или еду. Впишите необычный ингредиент в описание блюда, затейливо опишите спектакль — и успех почти гарантирован.
  3. “Я лишь хочу сказать, что мы не всегда понимаем, какую роль играют ожидания в том, как мы воспринимаем и оцениваем искусство, литературу, театр, архитектуру, пищу, вино — да все что угодно, на самом деле.”
  4. Вообще не иметь ожиданий — плохо — нет эмоций никаких. Поэтому хорошо иногда иметь заранее позитивные ожидания (перед рестораном, например), тогда опыт будет лучше. 

Про плацебо:

  1. Плацебо работает :))))) Почти в 100 % случаев. Если верим в лекарство, врачу — это может помочь. Причем не только психологически, но и физиологически (определяли по анализам). Плацебо работает по двум путям — вы верите. Второе — антураж — больница, упаковка, цена лекарства и т.д.

О нечестности:

  1. Почти все люди склонны к нечестности. Вот, например, кражи. Украсть наличные сложно морально. Украсть вещи на эту сумму проще. Украсть что-то общее, вроде ничейное — вполне. Украсть что-то онлайн — еще проще. Люди обманывают, когда имеют возможность сделать это, но не настолько масштабно, насколько могли бы. Более того, как только они начинают размышлять о честности — вспоминая о 10 заповедях или просто подписывая соответствующее заявление, они становятся почти не способны жульничать. 
  2. «Когда мы внимательно смотрим на окружающий мир, то можем заметить, что большинство нечестных поступков связано с обманом, не имеющим непосредственного отношения к наличным деньгам»

Про уникальность и бесплатное:

  1. Когда люди произносят свой заказ вслух в ресторане — стараются быть уникальными, заказывая не то, что остальные. Но по факту это не всегда то, что они хотели. Выход — заказывать первым, или каждый заказывает втихаря.
  2. В культурах, где потребность в уникальности меньше, по-другому — заказывают то же самое, что другие. И опять могут быть недовольны своим блюдом/напитком. “Мы платим большие деньги за удовольствие поужинать в ресторане. Возможность анонимного заказа является, на мой взгляд, самым дешевым и простым способом повышения удовлетворения от этого процесса”

Мы думаем, что разумны и рациональны в выборе. Но нет :)))) И уроки мы тоже не извлекаем. Но — так как мы иррациональны довольно часто и вполне одинаково — это можно предсказать. Причин и вариантов поведения не так много, Дэн Ариэли основные изложил, прекрасный человек 🙂 Разобравшись в себе и понаблюдав за миром и окружающими, можно яснее видеть причины своего выбора 🙂 Не обязательно изменить свой выбор — но делать его с полным пониманием и без сожалений 🙂

Прекрасная практическая книга, очень рекомендую 🙂 У него еще есть книга «Позитивная иррациональность» (хотя я думала, что это одна и та же книга :)))) Надо будет ее тоже почитать… 🙂