Книга-крутяк! «Искусство объяснять» Ли Лефевер

когда вас понимают — это счастье. а в бизнесе — еще и деньги 🙂
мы живем в мире, наполненном идеями, продуктами, гаджетами, технологиями и т.д. это реально круто, но многое непонятно и эти непонятные штуки еще и размножаются 🙂 зачастую мы даже не очень понимаем, а зачем эта вещь вообще?! если не понимаем — не используем. поэтому много интересного и полезного проходит мимо нас. очень часто — это проблема объяснения. если вам просто и понятно объяснить — вы сможете извлечь выгоду для себя. а как минимум — просто почувствуете себя более умными, ведь вы теперь разбираетесь 🙂
однако мы не только потребители объяснений, но и производители 🙂 если вы родитель, сотрудник — вы часто объясняете что-то детям или руководителю, коллегам — а всегда ли они понимают ваши идеи, проекты? неумение донести свои мысли может приводить в отчаяние. меня приводит 🙂 но не переживайте — в мире есть специалисты по объяснению, это их любимая работа и они написали книгу! 🙂
знакомьтесь — Ли Лефевер, основатель компании Common Craft, и его книга  «Искусство объяснять» (вышла в издательстве МИФ в 2018 г.).

попробуйте зайти на сайт автора книги (он на английском) и посмотреть несколько его «объяснительных» видео, это реально круто! 🙂 они  были просмотрены более 50 млн. раз. 🙂 у них свой узнаваемый во всем мире стиль. я посмотрела видео про Agile — и, вау! я теперь понимаю, что это, товарищи 🙂 3 минуты — и всё. мне понятно, зачем это и даже как я могу использовать это в жизни. плюс чувствую себя умнее 🙂 не знаю что будет со мной, если я посмотрю подряд несколько его видео 🙂 если Agile вас сегодня не привлекает в качестве примера, может быть…ммм… Зомби? 🙂 или Геймификация? Искусственный интеллектБлокчейн?

посмотрели? ну как? 🙂 я влюбилась в эти объяснения, чесслово, я действительно поняла, магия какая-то 🙂
прочитав эту волшебную книгу и потренировавшись, можно научиться объяснять ТАК 🙂

занырнем в книгу, напишу основные идеи, но лучше читать ее всю, там много важных деталей 🙂

ЧАСТЬ 1. План. ГЛАВА 1. Обучение бегу
-объяснение — это навык. и его можно улучшить. это как бег — все мы бегаем, и это как бы автоматическое умение. но можно изучить и улучшить технику бега и бегать в 100 раз эффективнее 🙂 вот думаю про себя — я никогда-никогда не думала про объяснения, это что-то неосознанное вроде дыхания, над ним редко думаешь. как писать понятные и работающие письма — думала. как грамотно прочитать нотации ребенку — думала. пыталась лучше изъясняться. а если что-то пошло не так — нууууу, это они идьёты не поняли — проблема в них, точно. 🙂  мысль, что я лично непонятно объясняю, просто не приходила в голову. прочитав книгу я поняла — это возможно. будем разбираться 🙂

ГЛАВА 2. Что такое объяснение?
-итак, НЕ ОБЪЯСНЕНИЕ — это описание, определение, инструкция, детализация, отчет, иллюстрация
— а вот ОБЪЯСНЕНИЕ — это совокупность утверждений, составленная для описания набора фактов таким образом, чтобы стали понятными их причины, контекст и последствия (из Википедии, 2012)
-пример симпатичного объяснения — про Твиттер
-объяснение требует умения поставить себя на место другого человека. это акт творчества. способ упаковки идей. объяснение снижает цену понимания — мы часто отказываемся разбираться в чем-то, думая, что это сложно и дооооолго. если это быстро и просто рассказано — мы поймем это. если продукт/идея непонятны — они не заинтересуют людей/покупателей и тогда прибыли не видать 🙂
чувство удовлетворения от объяснения — эволюционный стимул для занятий созданием теорий (Гопник, 2000 г.). потрясная идея! 🙂

ГЛАВА 3. Почему объяснения могут быть неудачными
объясняющий может неверно оценивать уровень знаний группы — думает, что там средний уровень и эксперты, а на самом деле — начинающие и один скромный эксперт 🙂
-есть «проклятие знания» — если вы хорошо разбираетесь в предмете — вам трудно понять, как его можно не знать. знания мешают оценить мир глазами слушателя и оценить его уровень знаний. это как пытаться объяснить квантовую физику первокласснику 🙂
-еще пример — вы знаете мелодию, напеваете ее другому — а он ее не узнаёт. она звучит у вас в голове, все так очевидно, но при объяснении она становится непонятна слушателю
мы зачастую хотим произвести впечатление на одного гуру из группы — и забываем об остальных, используя узкоспециализированные термины. иногда еще специально умничаем :0)

ГЛАВА 4. Планирование объяснений
-автор вводит шкалу понимания — от A (меньший уровень понимания) до Z (бОльший) и предлагает мысленно располагать своих слушателей на этой шкале. тех, кто ближе к А, интересует «зачем это вообще?». чем дальше — тем больше интересует «как?» ваш план — провести свою аудиторию по этой шкале вперед

ЧАСТЬ 2. Упаковка. ГЛАВА 5. Идеи по поводу упаковки
-«голая»идея обычно малопонятна. нужно ее упаковать 🙂
-упаковка — не только украшает, но и ограничивает (например, 3-х минутное видео, не длиннее)
-многим хочется выглядеть умнее всех. но лучше при объяснении помочь другим почувствовать себя умными
упаковка — это соглашение, контекст, история, связи, описания, заключение
1) соглашение — укрепляем доверие, создаем общую картину, знакомую большинству. «мы все согласны, что цены на бензин растут»
2) контекст — говорим, почему объяснение важно. «бОльшая часть ваших доходов идет на бензин»
3) история — общие идеи можно преподнести в виде рассказа с персонажем. «познакомьтесь с Салли, ей надоело платить за бензин такие деньги, ей нужны альтернативы. вот что она придумала»
4) связи — показываем аналогии или метафоры, связывающие новые идеи с тем, что уже известно. «Салли понимала, что поездка в автобусе сродни выполнению нескольких дел сразу, так как она одновременно и читала в дороге, и ехала на службу»
5) описания — сообщения, отвечают на вопрос как (а не зачем). «Салли обнаружила, что могла бы экономить более 20$, если бы ездила на автобусе 3 раза в неделю»
6) заключение — краткое изложение того, что изучили и подсказывает следующий шаг. «В следующий раз, когда вас обескуражат цены на бензин, вспомните…»

ГЛАВА 6. Контекст
-при отсутствии контекста «за деревьями леса не видно». очень часто людям нужно сначала понять про лес, а потом уже разбираться с деревьями. пример — прежде чем изучать бухучет, хорошо если вам объяснят про  основы бизнеса
-вы можете подумать, что объясняя лес в начале, вы слишком упрощаете, и знатоки из группы сочтут ваш уровень изложения низким. но на самом деле — им понравится, ведь ваши слова подтвердят то, что они и так знают. почувствуют себя правыми лишний раз — это приятно 🙂
-иногда контекст начинают вводить историей. история — это «познакомьтесь,  это Боб, у него проблемы. он в отчаянии. он находит решение, пробует. теперь он счастлив. разве вы не хотите чувствовать себя, как Боб?»

ГЛАВА 7. История
-мы живем в окружении историй — шоу, книги, ТВ, даже сплетни 🙂 не в каждом объяснении история уместна, но ее особый «объяснительный» вид — незаслуженно редко используемый ресурс
факты — суть историй. истории придают фактам смысл. мы ооочень часто полагаемся на факты, излагаем их (цифры, графики), забывая об истории (особенно на работе)
-окей, вы не рассказчик. но объяснения и не требуют традиционного сюжета, как в сказках на ночь 🙂 когда мы говорим про Боба в объяснении, мы не знаем его характер, чувства, какое у него было детство, в истории может не быть драмы, конфликта. но Боб — живой человек, и мы можем увидеть в нем себя. использование образов людей помогает объяснениям выглядеть реальными, взятыми из жизни. добавление человеческих персонажей вводит разумные ограничения — никто не может быть в двух местах одновременно или прочесть книгу за 1 минуту. ограничения помогают приблизить объяснение к жизни и к потребителю
-в объяснениях про что-то, не связанное с людьми, например, про электроны, вы можете использовать олицетворение — придать частице человеческие черты — электрон успокаивается, возбуждается, подпрыгивает, бездельничает и т.п. это создает яркую и понятную картинку. в объяснении появляются эмоции, желания и потребности
-если мы вспомним шкалу понимания от A до Z, то контекст важен для группы A-E, т.е. для людей, которые хотят понять, зачем это вообще нужно? история продвинет их дальше по шкале понимания, от E примерно к J

ГЛАВА 8. Связи
-тут все просто — используйте связи — похожесть новых идей на то, что людям уже знакомо. сценаристы фильма «Чужой» сказали продюсерам, что это как ужастик «Челюсти», но в  космосе. продюсеры знали «Челюсти», поэтому быстро поняли суть нового фильма, дали денег и дальше всё прекрасно, как вы знаете:)
-смешно звучит, но надо использовать в объяснениях отчаяние 🙂 многое новое базируется на старых идеях (например, обычная почта и эл.почта). если упоминаете старые способы — скажите и о проблемах, которые они вызывают. проблемы ведут к отчаянию. и тут мы предлагаем попробовать новые методы 🙂 например, говорим «а что если….», предлагая представить новый мир, в котором проблема решена
-многие совершают ошибку — сразу начинают детально описывать новую идею как абсолютное новшество. попробуйте поискать связи, аналогии 🙂 (например — облака — это как пар над кипящей водой)
-в продажах и маркетинге иногда аналогии неуместны, это да («наш новый плеер похож на старый» — фу)
-истории и связи можно использовать в объяснениях как по отдельности, так и вместе

ГЛАВА 9. Описание
-если объяснение делается для людей, которые на шкале понимания находятся примерно на уровне K, то очень хороший инструмент — описание, которое отвечает на вопрос «как я могу это использовать?» да, мы можем  применять контекст и связи (и может даже историю), но очень сжато, т.к. аудитория уже понимает, зачем ей этот продукт (в качестве примера можно посмотреть видео-объяснение про браузер)
-при этом описание — это не как кулинарный рецепт с четкими шагами, и это не инструкция в чистом виде

ГЛАВА 10. Упрощение
-одно из последствий «проклятия знания» — неумение упрощать, мы частенько сложно объясняем
-если вы эксперт и объясняете что-то начинающим, то вот советы автора: 1) не делать предположений о том, что люди уже знают; 2) использовать самые простые слова; 3) уменьшить масштаб предмета объяснения, чтобы получить широкую перспективу на тему предмета; 4) забыть о деталях и говорить об общих идеях; 5) пожертвовать точностью ради понятности; 6) связать базовые идеи с тем, что аудитория уже понимает
-автор в книге привел очень доходчивый пример упрощения — как очень крутой IT-шник Стив рассказывал про виртуализацию своей тете Марте, обычному пользователю. и смог 🙂

ГЛАВА 11. Ограничения
-жить в мире изобилия не так просто, как кажется. широченный выбор подавляет, демотивирует и приводит к откладыванию решения, что же выбрать
-автор рассказывает, какие у них в компании есть ограничения для объяснений:

  • продолжительность проекта (сколько времени тратят на создание объяснения) —  всегда есть дедлайн
  • продолжительность видео — обычно 3 минуты (или другая фиксированная заранее цифра)
  • идеи — за 3 минуты можно объяснить только определенное количество идей, не больше
  • формат — делают только то, что соответствует стилю Common craft (бумажные вырезки, доска, маркер, закадровый текст)
  • язык — объяснение на языке целевой аудитории (профессиональная ли лексика должна быть использована?)
  • музыка — не используют

ограничения освобождают. они создают контейнер, который позволяет быстро решить, что туда кладем, а что за борт. если вы эксперт — с вашим объемом знаний можно растеряться, думая на тему — а что именно сказать аудитории? вы понимаете, что с вашей квалификацией вы можете говорить 3 недели нон-стоп на эту тему, прерываясь лишь на краткий сон и еду 🙂  но — попробуйте задать ограничения —  объяснение должно быть готово через 3 дня, длится 2 минуты, охватывать 2 идеи, это будет слайд-шоу на языке специалистов. как ощущения? это поможет вам подготовить объяснение?
интересная мысль — ограничения позволяют легче думать. мозг имеет почти безграничные возможности, и он тратит кучу энергии и времени, выбирая что не замечать, что важно, а что нет. например, если вы не используете музыку — мозгу ваших слушателей не надо отвлекаться на музыку. он может тратить свои ресурсы на то, что действительно важно в вашем объяснении

ГЛАВА 12. Подготовка и написание объяснение
-сценарий важен для фильма. сценарий — это текст. автор считает, что практически для любого объяснения тоже нужен сценарий, задайте себе вопросы и пишите 🙂  какова общая идея, что вы собираетесь объяснять? какие основные моменты должны отразить? как это сделать легким для понимания?
-в сценарии постепенно оживут все части — соглашение, контекст, связи, истории, описания, может быть предложение решения и призыв к действию. это не жесткая схема любого объяснения, лишь общая идея. объяснения разные, возможно, ваше будет другим по структуре

ГЛАВА 13. Соединяем части объяснения
начинается практикум 🙂 в этой главе автор иллюстрирует свои вышеизложенные идеи историей с Эммой и Карлосом, которые внедряли новую программу по медстрахованию среди сотрудников. эта история продолжается и в следующих главах, показывая, как эффективно применять навыки создания хороших объяснений на работе

ЧАСТЬ 3. Представление. ГЛАВА 14. Уроки, полученные Common Craft
-первые видеоролики Common Craft были основаны на постах 2004 г., размещались в YouTube, самый первый ролик автор с женой Сати делали несколько недель. с тех пор они очень многому научились и хотят посоветовать нам, как начинающим гуру любых объяснений 🙂
-начните с формулировки своих намерений — что вы хотите объяснить?
решайте проблему. в любой ситуации люди обеспокоены недостатком информации. если вы создадите объяснение, которое решит проблему и поможет аудитории ощутить уверенность в отношении какой-то идеи, это произведет впечатление
объяснения должны быть короткими — люди заняты, внимание сложно сконцентрировать надолго
снизьте уровень шума — люди окружены физическим и информационным шумом. пусть в объяснении будет только то, что важно, ничего лишнего
используйте визуализацию. многие люди — визуалы, поэтому добавляйте к текстам изображения
не стремитесь к совершенству, легкая небрежность или ручная работа выглядят дружелюбными и надежными
помедленнее — если говорите, то не супербыстро
будьте вне времени — попробуйте сосредоточиться на общих идеях или темах, которые не устареют в самое ближайшее время
будьте доступными — если это видео, то возможно нужно включить и субтитры
получайте удовольствие 🙂 мягкий юмор, непринужденность, никакой скуки 🙂

ГЛАВА 15. Правильное средство для сообщения
-теперь посмотрим, какими средствами сможем представить наше объяснение
-итак, это может быть текст, изображение, аудио, видео, живая презентация. возможно это будет несколько форм одновременно
-режимы — документ, презентация (слайд-шоу), сайт, вебинар, видео, веб-приложение для презентаций (например, Prezi, Slide Rocket)
-выбирая средства и режимы учитывайте ограничения с точки зрения доступности техсредств, и ограничения по аудитории и ситуации. ограничения помогают сузить поле выбора средств

ГЛАВА 16. Визуализации
простые картинки в объяснениях — сила 🙂
-в качестве примера — интересная идея про «длинный хвост» (Крис Андерсон).  она о влиянии интернета на стратегии, бизнес, маркетинг. автор (Ли) использует простейшую картинку, чтобы объяснить эту идею — и заодно показывает нам, в чем сила простых изображений 🙂 всего 3 линии и две из них прямые 🙂

-самые популярные и многопродаваемые товары — слева. раньше на правую часть мало обращали внимание. но эта правая часть — «длинный хвост» — может быть оооочень длинной и долго приносить хорошую прибыль. поэтому сейчас многие интернет-магазины, например, предлагают почти неограниченный ассортимент (не только суперпопулярные товары из левой части), чтобы удовлетворить потребности покупателей из «длинного хвоста». как пример — держат у себя диски не только с Битлз, но и с «Пупкинс и сыновья» 🙂
-Дэн Роэм — автор книги «Визуальное мышление» говорит, что любую проблему можно прояснить с помощью картинки. какие бывают проблемы? см. ниже + в скобках рекомендованные изображения:
-проблемы кто и что, связанные с вещами, людьми и ролями (используем портреты)
-проблемы сколько — про измерения и подсчеты (график)
-проблемы когда — про планирование и отсрочки (временной график)
-проблемы где (откуда) — направление и взаимное расположение (карта)
-проблемы как — про взаимное влияние (блок-схема)
-проблемы почему (зачем) — об общей картине (пузырьковая диаграмма)

-в книге приведены очень ржачные и милые картинки-иллюстрации этой темы, лучше там посмотреть 🙂 вернемся к самим объяснениям. желательно убирать шум в объяснениях — минимум лишней аудио, визуальной информации. если вы смотрели видео Common craft, то заметили, что у них картинки с людьми без прорисованных лиц, только овал головы, редко улыбка. почему?

-наш мозг настроен на распознавание лиц, эмоции, и если это прорисованное лицо, мозг цепляется за него, начинает обрабатывать эту информацию, отвлекается от объяснения, а это не нужно. Скотт Макклауд в книге Understanding comics высказал интересную идею — чем меньше прорисовано лицо, тем больше мы можем ассоциировать себя с этим персонажем. комиксы, мультфильмы — чем менее определенные лица, тем лучше. в объяснениях тоже лучше максимально убирать детали — например, упрощенное изображение браузера, без всех кнопок. т.е. вещь должна быть узнаваема, но с минимумом деталей

-примером малого количества шума в объяснениях является и популярная сегодня разная инфографика

ГЛАВА 17. Эмма и Карлос
-здесь автор продолжает рассказывать как Эмма и Карлос (появившиеся в Главе 13) продолжают делать объяснение для коллег, используя идеи книги

ГЛАВА 18. Культура объяснения и ваша жизнь в качестве специалиста по объяснению
мир становится все сложнее, поэтому спрос на объяснения будет только расти. нужно, чтобы мы не только поверили в необходимость объяснений, но и требовали их. навык понятного объяснения может быть полезен для учителей, для сотрудников компаний любого уровня, для родителей, в принципе для любого человека в любой сфере жизни. представьте, что вы можете впечатляюще описать свой опыт работы на собеседовании. или объяснить понятно и красочно своим родителям, чем вы занимаетесь на работе. представить свой проект руководству и получить понимание и  одобрение. расскажете детям про здоровый образ жизни так, что они кинутся к брокколи и утренним пробежкам 🙂

всё, книга закончилась 🙂 я подписалась на их сайте, мне пришло 3 письма, с историей Common Craft — и знаете, это очень небанальная история. они сняли первое видео в 2007 г., выложили на YouTube, потом быстро стали популярными, посыпались коммерческие заказы, они перестали спать и есть и много работали, но постепенно поняли, что надо выбрать — или расширяться, нанимать людей, становится большими или остаться небольшими и независимыми, делая то, что важно для автора и его жены. и они выбрали второй путь — делая видео для решения проблем обучения, для школ, библиотек, курсов и т.д. — т.е. для людей, которые объясняют. запустили  подписку на сайте, сделали более 3000 картинок (которые можно вставлять в свои объяснения), написали книгу, проводят онлайн-обучения искусству доходчиво объяснять. и на сегодня Common Craft — это по-прежнему компания из двух человек, но они реально самые лучшие в этой сфере — работают и делают мир понятнее для миллионов людей 🙂

в общем, уметь круто объяснять — это очень ценный навык. и ему можно научиться. вы можете начать с этой книги, их сайта, попробовать дома, на работе, потренироваться на чем или ком угодно и завоевать Вселенную в конечном счете 🙂