901. Год

#радио_ресторан (хаотичные заметки про работу в ресторане :))

Прошёл год, как работаю официантом. Крайне необычный год. Чисто физически — довольно тяжелый, официант — это смены 12+ часов. У нас 15-17. Бывало и 20.

Чисто психологически — вроде и нетяжелый год.

Хотя это и смена профессии кардинальная была. Работала до этого много лет в офисной и около-офисной теме.

Хаотично выпишу свои впечатления, наблюдения с точки зрения влияния работы на меня.

Общепит — дико интересный бизнес. Столько людей, процессов, оборудования надо — чтобы просто кто-то пришел и поел. Тут тебе и повара, и ночные повара, и заготовщицы, и бармены, официанты, су-шефы, закупщики, грузчики, раннеры (носят еду с кухни в залы и грязную посуду обратно), бар-беки (затаривают бары), технические ребята, охрана, фейс-контроль, мойщицы, ночные мойщицы, хостесс, менеджеры и еще куча народу. Плюс еще миллион поставщиков всего на свете и услуг. Коммуникация прокачивается — только в путь 🙂 Все вопросы надо решать быстро, спектр задач мощный. Конфликты бывают, но обычно все очень быстро отходят, даже если до этого переорались сильно 🙂 Почему быстро? Потому что через 5 минут прилетит задача или проблема, реашть которую надо будет за 2 минуты с человеком, с которым ты 3 минуты назад знатно переорался :))

Директор не называется директором. Строго — управляющий рестораном.

У нас ресторан формата casual dining, недорогой, повседневный. Хотя по остальным атрибутам это прямо ресторан-ресторан. Роскошный интерьер, огромная уличная территория, девушки-хостес как фотомодели, охрана строгая, жесткий face-control, живая музыка каждый день.

Забавно — всю жизнь работать за компом. А тут у меня не то что компа нет, даже рабочего места нет :)) Есть в этом какая-то свобода.

Официант почти никогда не сидит во время смены, разве что во время обеда, ужина. И к этому быстро привыкаешь, быть всё время на ногах. За смену в среднем 30 тыс. шагов накручивается, но бывало и 45 :/ В этом ресторане сильно много лестниц. Это неплохой спорт, но в некоторые дни лестницы реально утомляют 🙂 Еще можно отметить, что большая физическая нагрузка именно бегательная как-то «выбегивает» из тебя всю дурь, какие-то ненужные мысли, идеи, типа как ковер зимой вытрясти хорошенько.

Я работала в графике 2/2, 3/3, 5/2, 4/3. Самым комфортным режимом оказался вариант 4/3. Но чтобы 4 смены не подряд. Например, рабочие дни пн., вт., чт., пт. Хотя все стараются работать в субботу, типа самый денежный день. У меня по статистике нет, но устаешь сильно, суббота самый жесткий день в общепите любом почти. Посему я полгода работала в субботу, полгода нет, плюс по семейным делам мне нужна была суббота свободная. Прекрасный вариант оказался 🙂

Очень важна моторика тела, ходить быстро, носить всё аккуратно и никогда ни с кем ни сталкиваться. В зале, в коридорах, на кухне — все люди виртуозно обтекают друг друга на дикой скорости. Кругом острое, стеклянное, тяжелое, горячее — вообще нельзя сталкиваться. Еще и гости кругом и мелкие дети бегают под ногами. И эта моторика быстро нарабатывается. Потом в жизни тоже всех обтекаешь и фоново всегда следишь глазами, чтобы не столкнуться. Плюс часто ты глазами в телефоне, ибо заказы там и разные рабочие чаты. И натренировывается фоновое зрение. Раньше если ты в телефоне — велик риск столкнуться или еще что. Теперь — сильно лучше бдишь окружающий мир.

И, кстати, работа официантом в очень проходимом активном ресторане — прекрасный тренинг осознанности и включенности в сейчас. Почти всё время ты плотно в реальности, вообще не витаешь в мыслях почти. Следишь за кучей вещей, людей, процессов, заказов. Прям ты всё время в моменте очень крепко.

Возможно поэтому время почти не замечается. Часто я приходила на работу в 10 утра, смотрела на часы, а в следующий раз только в 17.00 с удивлением понимала, что время пролетело. А потом — в 22.00 только на часы еще раз смотришь.

Интересно наблюдать за круговертью людей — гости постоянно сменяют друг друга, смена твоя разная, текучка кадров тоже огромная. Столько типажей проходит перед глазами… Вообще не скучно. 🙂

Среди официантов очень много молодых — 17-20 лет. Вообще другое поколение, мне иногда (да ладно, часто) сложно найти общий язык. Если человек раньше работал — норм, но если сразу из дома к нам — жестко это. И ему и нам. Но — интересно, другое поколение — это как инопланетяне. Почти у всех — это временная подработка, на время учебы или просто в принципе подработка.

Почти никто из них не относится серьезно к профессии официанта — разговаривала со многими — это что-то временное, несерьезное, потом буду заниматься чем-то другим. Очень легко приходят и мега легко увольняются. Ноль переживаний и ноль сомнений. Тут завидую, я обычно морочусь долго перед увольнением 🙂

Плюс нередко люди еще где-то работают. Хостес 2 смены тут, потом 2 ночные смены администратором в отеле. Охранник здесь, потом поваром где-то еще. Уборщицы, мойщицы обычно аж по 3 работы имеют и, кажется, вообще без выходных живут.

Официанты нередко работают в одном ресторане и несколько смен в месяц еще где-то работают офиком.

Поражаешься работоспособности людей  в ресторане — всех. Повара в жаре +45 на кухне по 12 часов готовят. Мангальщики вообще в +60, кажется работают. На мангале — невозможно вообще находиться летом. Зимой еще хоть как-то, но лето…. Многие работают дико много смен, иногда просто 29 дней подряд.

Постоянно что-то ломается, портится, требует ремонта, техническая служба летает только так. Форс-мажоры, катастрофы в ресторане — норма.

Командная работа тут — условие выживания ресторана. Все друг с другом сотрудничают, помогают. Кто не делает — быстро выпадает из коллектива. Никто не брезгует работой. Не вышел гардеробщик? Официант встает на гардероб. Прорвало трубу? Менеджер черпает воду вместе с уборщицами. Резко открыли доставку? Нет сборщика заказов? Менеджер бегает собирает. Мойщицы не успевают? Официанты и раннеры становятся на мойку. Грузчики не успевают? Кто может, таскает пиво в бары. Управляющий везде включен и вовлечен, постоянно почти в ресторане.

Дыры и проблемы возникают регулярно и с дикой скоростью должны быть закрыты, ибо — процесс идет, гости сидят, ресторан работает.

Везде камеры, везде. Есть буквально пару углов на лестнице вне камер. При проблемах камеры смотрят, ищут источник проблем или виноватого или как оптимизировать процессы. Наличие камер дисциплинирует. При этом все страстно ищут (и находят) слепые зоны без камер. Чисто чтобы там слегка отдохнуть.

В ресторане на автомате со всеми здороваешься, с гостями, их детьми, собаками. В жизни тоже продолжаешь очень вежливо здороваться со всеми проходящими собаками и проплывающими в колясках младенцами. Нередко это удивляет хозяев незнакомых собак и родителей младенцев, когда ты на автомате киваешь, здороваешься и широко улыбаешься 🙂

Пока так 🙂 Допишу еще, ттт…

12.10.2025